М. Швецова. «Поляки» Зеиногорского округа.* 1899 год издания. г.Омск.*
Описание
Записки Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Книжка 26-я.
г. Омск. Типография Штаба Сибирского военного округа. 1899 год.
мягкий издательский переплёт.
размер книги 17,5 х 26 х 0,5 см.
[2], II, 92, [2], 14, 6, [2] страниц.
Содержание. - "Поляки" Змеиногорского округа. - Начальная школа в Акмолинской области. - Материалы для климатологии Западной Сибири и Степного края.
состояние книги и её содержание на сканах.
Слова великого русского учёного о том, что могущество России Сибирью пристать будет мы все знаем и помним со школы. Оказалось, что слова эти имели фатальное значение для судьбы двадцати тысяч человек, которые со своими семьями были отправлены в Сибирь с территории Польши. Говорят, что именно Михаил Ломоносов убедил Екатерину II переселить старообрядцев из европейской части в Сибирь на правах свободных крестьян, чтобы закрепиться в разных частях Алтая.
Спасаясь от преследований, староверы из центральных областей России в конце XVII века нашли приют в Польских землях, входивших в состав Речи Посполитой (в основном територии Черниговской, Полтавской, Гомельской губерний), где прожили почти 100 лет.
Во время правления царевны Софьи был прислан указ на имя черниговского архиерея и стародубского полковника о разборе и возвращении на места прежних поселений беглых стародубских старообрядцев, тогда многие из них удалились за рубеж в польские владения и поселились недалеко от российской границы.
Отсюда по указу Екатерины II они несколькими партиями были отправлены в Сибирь.
Та часть старообрядцев, которая была поселена на Алтае, получила название «поляки» за свое длительное (более 80 лет) проживание на территории Польши.
На Алтае «поляки» основали деревни Староалейскую, Екатеринскую, Петропавловскую, Сибирячиху, Топольную и др. Поселились они не на правах ссыльных, а на правах государственных крестьян, то есть вольных хлебопашцев.
В 1762 году Правительствующим Сенатом на основании манифеста Екатерины II издан указ о возвращении русских старообрядцев с Ветки и Стародубья на прежнее местожительство или поселении в местах, обозначенных в особом «реестре»; среди указанных мест значились места «состоящие в ведомстве Усть-Каменогорской крепости».
В 1764 году на Ветку был послан генерал Маслов («вторая выгонка Ветки»), который за два месяца выселил оттуда до 20000 старообрядцев (И. Абрамов, 1910. С.3; М. Швецова, 1899; С. Зеньковский, 1995. С.424-437, 463, 472). По этапу их сопровождали в Сибирь, где часть была отделена и отправлена в Забайкалье, а остальные – на Алтай. Забайкальских старообрядцев стали называть «семейскими» (А.М. Селищев, 1920), а алтайских – «поляками» (М. Швецова, 1899).
Посетивший Алтай в 1870 году П. Паллас (П. Паллас, 1876. С.217) нашёл существующими польские сёла известные и в настоящее время. Обжившись на новых землях, «поляки» постепенно стали расселяться по Алтаю, перебираясь на территории современной Республики Алтай, образуя новые сёла.
К концу XIX века в пяти волостях Змеиногорского округа Томской губернии было 21 «польское селение».
Условия передачи
Поделиться этим лотом: