Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: Санктпетербургского, Московского, Казанского и Харьковского.* 1829 год издания. * Книга напечатана на бумаге верже.* первое издание.*
Описание
Санкт-Петербург. Типография департамента народного просвещения. 1829 год.
твердый переплет эпохи , с кожаным корешком.
Книга напечатана на бумаге верже.
размер книги 13 х 20 х 1 см.
175 страниц.
состояние книги и её содержание на сканах.
рельефный (конгревый) штамп несуществующей дореволюционной библиотеки - Нижегородской публичной гимназии.
В 1826 г. с целью введения единообразия в работе учебных заведений был создан особый комитет по их устройству. В его состав входили адмирал А.С.Шишков, граф С.С.Уваров, князь К.А.Ливен, князь П.А.ширинский-Шихматов. Министр просвещения А.С.Шишков считал важным принять меры к тому, чтобы все вредное из наук «остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, на верности и долге к государю и отечеству».
В 1827 г. Николай I указал Комитету, что предметы обучения в школах должны соответствовать «общим понятиями о вере, законах и нравственности». Главной задачей школы должна являться подготовка человека к выполнению его сословных обязанностей. 8 декабря 1828 г. именным указом, данным Сенату, император утвердил крайне консервативный Устав гимназий и училищ, действовавший до начала 1860-х г.г.
Согласно новому Уставу, преемственная связь между учебными заведениями была упразднена, доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу был затруднен.
Приходские училища, рассчитанные на «самые нижние состояния», не могли готовить своих учеников к уездным училищам.
В уездных училищах, предназначенных для детей купцов, ремесленников, мещан и других городских жителей, изучались Закон Божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия до стереометрии и без доказательств, география, сокращенная всеобщая и русская история, чистописание, черчение и рисование. Преподавание физики и естествознания было отменено.
Гимназии, предназначенные для дворян, сохранили связь с университетами. В гимназиях изучались словесность и логика, языки латинский, немецкий и французский, математика, география и статистика, история, физика. Классицизм, которым было проникнуто все обучение, стал «противоядием» от идей Французской революции.
Устав 1828 г. обращал особое внимание на установление надзора за деятельностью учебных заведений и на введение строжайшей дисциплины. Учебный курс был значительно сокращен, а количество учебного времени увеличено. Реализация требований Устава 1828 г. возлагалась на Министерство народного просвещения и учебные округа. Устав учредил педагогические советы, при гимназиях устраивались благородные пансионы.
По «Уставу гимназий» инспектор гимназии подчинялся директору гимназии и в его отсутствие вступал во все его права и обязанности. Он должен был ежедневно посещать все классы и наблюдать за исполнением учителями своих обязанностей, контролировать порядок в классах.
Инспектор гимназии назначал наказание провинившимся ученикам (выговор, пристыжение или лишение высшего места в классе). Одна из основных идей реформы 1828 г. состояла в том, что школа была обязана не только обучать, но и воспитывать.
Вступление в силу нового документа оказалось возможным только с 1832 г., когда в Комитет учебных заведений были представлены и утверждены новые учебные планы гимназий и уездных училищ. В настоящем Уставе опубликованы некоторые образцы документации, использовавшейся в учебных заведениях того времени: ведомость об общем состоянии училища, ведомость об учениках, обучающихся в каком-либо училище, свидетельство об окончании уездного училища, ведомости об успеваемости, численности учащихся, таблицы поурочных планирований для разных типов школ, приходно-расходные ведомости.
В Уставе подробно изложены права и обязанности преподавателей, условия их социального обеспечения, внутренний школьный распорядок. Регламентируются условия обучения за казенный счет, наказания и поощрения учащихся, правила перевода учеников в следующий класс.
Наказания были неотъемлемой частью воспитания и обучения в Российской империи. «Устав гимназий и училищ уездных и приходских», утвержденный 8 декабря 1828 г., по которому дети низших сословий стали учиться в одноклассных приходских училищах, мещан и купцов в трёхклассных училищах, а дворян и чиновников в семиклассных гимназиях, вернул право телесных наказаний, отменённых ранее Екатериной II.
Список шалостей, за которые следовали такие наказания, был чрезвычайно велик. Лень, ложь, невнимательность на уроках, брань, драки, подсказки, небрежное ведение тетрадей, отсутствие письменных принадлежностей, провинности на переменах, курение, неуважение к учителям, отказ носить форму и даже пропуск богослужений.
Мерами исправления определялись: выговоры, пристыжения, лишение обеда или высшего места в классе. Ученика могли ударить линейкой, оттаскать за волосы, поставить коленями на сухой горох. В случае недействительности этих мер назначалось наказание розгами.
Условия передачи
Поделиться этим лотом: