Пространный Христианский Катихизис Православной, Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви.* 1836 год издания. * Книга напечатана на бумаге верже.*
Описание
Рассмотренный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом, и изданный для преподавания в училищах.
По высочайшему Его Императорского величества повелению.
Москва . В синодальной типографии. 1836 год.
твёрдый владельческий переплёт эпохи.
Книга напечатана на бумаге верже.
размер книги 14 х 22 х 1,5 см.
117 страниц.
штамп - с запрещением продавать.
состояние книги и её содержание на сканах.
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви» — официальный катехизис Русской православной церкви. Подготовлен в 1822—1823 годах архиепископом Филаретом (Дроздовым) и впервые издан в 1823 году. В дальнейшем многократно перерабатывался. В 1827 году вышла вторая редакция, и 1839 году — третья. Многократно переиздавался, в том числе и на иностранных языках.
Некоторые православные богословы (митрополит Макарий (Булгаков), профессор Казанской духовной академии Павел Пономарёв) особо выделяют «Катихизис» митрополита Филарета и относят его к числу так называемых «символических книг», то есть догматических памятников, излагающих от имени церкви её веру и богословское учение. В то же время епископ Василий (Кривошеин), признавая, что «Катихизис» является выдающимся памятником русского православного богословия, отрицает его особое значение как общецерковной символической книги.
Катихизис открывается разделом «Введение в Православный катихизис», в котором сообщаются предварительные понятия православного вероучения, излагается православный взгляд на Божественное Откровение, рассказывается о Священном Предании и Священном Писании (Библии).
Далее следуют три обширных части Христианского катихизиса, посвященные христианским добродетелям: «О Вере», «О Надежде» и «О Любви». В «Христианского катихизиса части первой. О Вере» подробно рассматривается Никео-Цареградский Символ веры в православном чтении, то есть без филиокве. Для целей рассмотрения Символ веры разделён на двенадцать членов (частей), о каждом из которых рассказывается более или менее подробно. При рассмотрении десятого члена Символа веры («Исповедаю едино крещение, во оставление грехов») говорится, что «Вера запечетлевается Крещением и прочими Таинствами» и затем подробно рассказывается о семи христианских таинствах.
В части «О Надежде» кратко излагается понятие о христианской Надежде и рассказывается о значении молитвы в жизни христианина. Далее следует рассмотрение молитвы «Отче наш», разделённой в дидактических целях на призывание («Отче наш, Иже еси на небесех!»), семь прошений и заключительное славословие («Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь»). В этой же части объясняются десять Заповедей блаженства.
В третьей части «О Любви» рассматриваются Десять заповедей Божьих: четыре заповеди первой скрижали — заповеди любви к Богу и шесть заповедей второй скрижали — заповеди любви к ближнему; для каждой заповеди приводятся предписания, которые необходимо соблюдать для исполнения заповеди и грехи против данной заповеди.
Завершается Катихизис кратким заключением «Употребление учения о вере и благочестии».
Весь текст Катихизиса, с самого начала и до конца, организован в виде так называемых «вопросоответов»: приводится вопрос от имени лица, желающего узнать о православном вероучении, затем следует ответ:
Условия передачи
Поделиться этим лотом: