Еврейский вопрос.* Полный стенографический отчет о Кутаисском деле разбиравшемся в Тифлисской соединенной судебной палате по протесту прокурора Кутаисского окружного суда (похищение и убийство крестьянской девочки).* 1880 год издания.*
Описание
Кутаисское дело (также «Сачхерское дело» или «Дело Сарры Модебадзе») — судебный процесс по обвинению евреев местечка Сачхери в похищении и убийстве крестьянской девочки. Процесс привлек к себе внимание широких кругов общества, так как он возродил миф о совершении евреями преступлений с ритуальной целью. Обвиняемые были оправданы.
С.-Петербург. Типография Цедербаума и Гольденблюма, Литейный просп., д.№35. 1880 год. твёрдый переплёт эпохи, с сохранением внутри мягких издательских обложек.
размер книги 13,5 х 20,5 х 1,5 см.
136 страниц.
Дореволюционный библиотечный ярлык - Библиотека О.Р.Пр.М.Е. въ Р. (первой крупнейшей культурно-просветительной организацией российских евреев было Общество для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ). Оно было основано в Петербурге в 1863 году. Его основная деятельность была направлена на организацию еврейских школ, вечерних курсов для взрослых, библиотек и училищ, создание материальной и теоретической базы для их существования, подготовку педагогического персонала, оказание помощи студентам, проведение лекций, концертов и других культурно-просветительных мероприятий в пользу ОПЕ. состояние книги и её содержание на сканах).
В 1876 году появилась книга Лютостанского, в которой автор силится доказать, что евреи употребляют христианскую кровь. Книга Хвольсона было мало распространена, а книга Лютостанского всячески рекламировалась, выдержала несколько изданий, разошлась в огромном количестве экземпляров и, без сомнения, оказала своё действие. Чтобы судить о добросовестности автора, достаточно указать на следующий факт. Лютостанский сообщает, что в привилегии, данной евреям Казимиром Великим , упоминается между прочим о запрещении евреям красть детей. Хотя нелепость такого утверждения очевидна, ибо нельзя допустить, чтобы в привилегии говорилось о запрещении, но профессор Хвольсон проверил ссылку на эту привилегию, и оказалось, что в ней устанавливается запрещение красть еврейских детей, ибо бывали нередко примеры, когда ревностные католики похищали еврейских детей и обращали их в католичество.
Сам Хвольсон рассказывал, что его коллеги по университету упрекали его в том, что он не опровергал Лютостанского, Хвольсон на это отвечал, что не подобает профессору вступать в полемику с извозчиком. Но нам думается, что такое оправдание несостоятельно, ибо общественные интересы должны подавлять самолюбие.
Какое влияние имела книга Лютостанского, видно между прочим из того, что к первой части её приложено письмо Московского генерал-губернатора князя Долгорукова, который благодарил Лютостанского за присланную прекрасную книгу.
Эта книга подготовила почву к возникновению громкого Кутаисского дела. Сущность этого процесса вкратце следующая: 4 апреля 1878 года пропала христианская малолетняя девочка Сарра Медебадзе и 6 апреля был найден её труп. Народная молва обвинила нескольких евреев в похищении и убийстве девочки, в то время, когда она, возвращаясь из леса домой, пересекла дорогу, по которой ехали евреи. Местные власти разделили это предположение, и началось «дело».
Условия передачи
Поделиться этим лотом: