А.Ф. Писемский. Полное собрание сочинений. Тома IV, VI, VIII (в 3 переплётах). * 1911 год издания.* роман "Масоны". и др.*
Описание
Издание 3 -е.
Приложение к журналу «Нива» на 1910 -1911 год.
СПб.: Издание Т-ва А.Ф. Маркс, 1910 -1911 год.
611, [1] + 721, [1] + 783 cтраниц.
полукожаные владельческие переплёты с бинтами и золотым тиснением на корешках.
размер книг 14,5 х 20,5 х 3 см.
роман "Масоны".
Действие романа начинается в 1835 году, но в экспозиционных отступлениях то и дело речь идет об Отечественной войне 1812 года и последующем времени. Достаточно сказать, что центральный герой романа, Егор Егорыч Марфин, - участник Отечественной войны и почти все его масонские и просто дружеские связи установились или во время войны, или вскоре после нее. Его молодость и молодость его единомышленников и друзей прошла в годы возникновения декабристского движения. И, тем не менее, об этом историческом факте в романе, по существу, не упоминается, хотя в 70-х годах это уже не запрещалось, и у самого Писемского, в его "Мещанах", прямо говорилось о связи взглядов молодого Бегушева с благородными традициями декабристов. Это умолчание не было следствием отхода Писемского от общественной проблематики, скорее всего оно было результатом пересмотра взглядов писателя на общественную ценность различных идейных течений прошлого, которое еще напоминало о себе и в действительности 70-х годов.
В романе много говорится об истории масонства, подробно, хотя и не без иронии, описываются масонские обряды, но в центре внимания писателя не эта сторона масонского движения. В письме к В. Дерели от 25 января 1879 года имеется такое рассуждение: "Наши собственно масоны были мартинисты... но с вашими (то есть французскими. - М. Е.) мартинистами разнились. И вот, сколько я мог извлечь из чтения разных переписок между масонами, посланий ихних, речей, то разница эта состояла в том, что к масонскому мистическому учению последователей С. Мартена они присоединяли еще учение и правила наших аскетов, основателей нашего пустынножительства, и зато менее вдавались в мистическую сторону" [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 401-402]. Внимание Писемского привлекало не столько масонское учение само по себе, сколько общественная активность "искренних" масонов вроде Марфина или Сверстова. В этом отношении характерно следующее признание Писемского: "Время, взятое мною, весьма любопытно. Я масонов лично знал еще в моей юности и знал их, конечно, с чисто внешней стороны, а теперь, войдя в их внутренний мир, убеждаюсь, что по большей части это были весьма просвещенные и честные люди и в нравственном отношении стоявшие гораздо выше так называемых тогда волтерианцев, которые были просто грубые развратники"
Условия передачи
Поделиться этим лотом: