Николя Мальбранш. Разыскания истины. * 1903 год издания.*
Удалён продавцом.
Описание лота
Труды СПб. Философского Общества.
Выпуск: II .
Перевод Е. Смеловой. Под редакцией Э. Радлова.
Санкт -Петербург . Издание Риккерта, 1903 год.
Полукожанный переплет с золотым тиснением на корешке.
ляссе.
312 страниц.
размер книги 15 х 22 х 2 см.
«РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ» (De la recherche de la verite) – главный трактат Н.Мальбранша. Вышел в Париже в 1674–75 (т. 1–2). Однако Мальбранш постоянно его перерабатывал, и окончательным вариантом стало лишь 6-е издание, вышедшее в Париже в 1712. За неортодоксальный характер христианских воззрений Мальбранша, трактат был внесен в «Индекс запрещенных книг» (рус. пер. – т. 1–2. СПб., 1903–06).
Исходная идея трактата – абсолютное различение двух субстанций – материи и мыслящего духа, что делает невозможным их взаимодействие. Единственная действующая причина в мире – это Бог, все остальные причины – лишь поводы, за которыми скрывается воля Божья. Через сами вещи мы познаем Бога, через идеи вещей – материальные тела, через внутреннее чувство – собственную душу, через предположения или аналогии – души других людей и чистых духов. Ясное и отчетливое знание мы имеем лишь о материальных телах, остальное знание смутное и является областью не разума, а веры.
При разыскании истины следует отказаться от привычки руководствоваться своими чувствами, поскольку она дается лишь рациональным познанием идей. Бог содержит в своем разуме идеи всех сотворенных существ, душа человека приобретает идеи через общение с Богом, поэтому знание есть видение в Боге. Отсюда следует вывод Мальбранша: «Нужно думать только о Боге, видеть Бога во всем, поклоняться Богу во всем, бояться и любить Бога во всем» .
Николя Мальбранш — французский философ-метафизик, картезианец, католический священник. Приверженец и выразитель теоцентристских идей: всё, что существует в материальном мире — идеи Бога; мы познаем вещи постольку, поскольку познаём Бога (созерцаем их в Боге); в частности, мы испытываем ощущения (боли и прочие) лишь потому, что Бог открывает нам через них происходящее вне и внутри нас. Мальбранш развил учение о причинности – окказионализм; сформулировал тезис о невозможности влияния тела не только на душу, но и на другие тела.
Поделиться этим лотом: